Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: необходимо внедрение новых способов содержания автомобильных дорог

Коммерсант-Авто
15 апреля 2009/ 16:30
В интервью газете «Коммерсант-Авто» председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова рассказала о том, какие меры принимаются сегодня для снижения негативного воздействия автотранспорта на экологию.

Насколько велико влияние автомобильной промышленности и автомобильного парка России на состояние экологии в стране?
В среднем по России вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составляет 40-45%, а в крупных городах – до 90%. Для сравнения: выбросы в атмосферу от нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии и электроэнергетики в сумме образуют около 30% загрязнений. Доля транспорта в шумовом воздействии на население составляет 85-95% на различных территориях. Все это создает реальную угрозу здоровью людей.
Можно ли согласиться с мнением, что проблемы экологии и энергосберегающих технологий для России, учитывая ее просторы и запасы, не так важны, как для Европы? 
Согласиться с этим равносильно тому, что жить по принципу «после нас хоть потоп», лишить миллионы людей права дышать свежим воздухом, ограничить в ресурсах развития экономику страны. Уже сегодня около миллиона россиян живут в зонах экологического бедствия. В 140 городах, где в общей сложности проживает около 60 миллионов человек, уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. Свыше 80 миллионов россиян не имеют возможности пользоваться качественной водой. И это лишь несколько экологических «болезней» нашей страны.
О том, насколько жизненно необходимо «понуждать» к энергосбережению, не откладывая эти задачи в долгий ящик, говорит хотя бы то, что сегодня около 35% энергоресурсов мы теряем из-за расточительства, использования устаревших технологий. 
Прямое следствие такой бесхозяйственности – усиление нагрузки на окружающую среду, ведь именно добыча, транспортировка и использование природных ресурсов формируют более 50% общего загрязнения атмосферы, водных объектов и земель.
Таким образом, обе задачи – снижение энергоемкости экономики и обеспечение экологической безопасности – взаимоувязаны и требуют безотлагательного решения. Поэтому сегодня мы готовим ко второму чтению два во многом революционных законопроекта - «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которые призваны стимулировать природосберегающие технологии через налоговые, тарифные, бюджетные и другие механизмы. 
Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы уменьшить негативное влияние транспорта на экологическую ситуацию в стране?
Читать также
Эта задача может быть решена только системно, и приоритетов, на мой взгляд, здесь несколько. Прежде всего переход на экологически чистые виды топлива. 
Важные шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, с 1 июля 2003 года для предотвращения воздействия на здоровье человека и окружающую среду в России запрещены производство и оборот этилированного бензина. Утвержден технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", который устанавливает сроки перехода к более экологичным стандартам топлива. Бензин стандарта "Евро-2" может выпускаться в России до 31 декабря 2010 года, стандарта "Евро-3" - до 31 декабря 2011 года, а "Евро-4" до 31 декабря 2014 года. После этого весь бензин в стране должен будет соответствовать стандарту "Евро-5". 
Стоит признать, что по темпам внедрения этих стандартов мы серьезно отстаем от стран ЕС, но при этом важно понимать и то, что для реализации таких мер требуются серьезные финансовые вливания в модернизацию и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов. Еще 10 лет назад возможностей инвестировать такие средства в отрасль просто не было. По сути, введение таких стандартов в тот период носило бы чисто декларативный характер. 
По результатам совещания «О состоянии и проблемах развития нефтяной отрасли РФ», которое прошло 12 февраля в Киришах под председательством Владимира Путина, вопрос о возможности очередного переноса сроков выпуска в оборот топлива классов Еров-3, 4 и 5 был окончательно закрыт. Чтобы ускорить переход на новые стандарты, предложены меры господдержки нефтяной отрасли, в частности, в форме предоставления российским банкам государственных гарантий по кредитам, выдаваемым на финансирование строительства новых и модернизацию действующих нефтеперерабатывающих заводов. 
Кроме того, уже в ближайшие месяцы планируется подготовить законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий санкции за нарушение требований техрегламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Наряду с повышением качества топлива, не менее важное направление - модернизация предприятий автопрома, внедрение новых технологий для выпуска более экологичных автомобилей, ведь, как говорится, «в грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет». Отмечу, что условия для повышения конкурентоспособности на основе передовых технологий для российского автопрома сегодня созданы. Это и кредитное обеспечение предприятий отрасли с использованием механизма госгарантий, и финансирование в объеме 1,5 миллиардов рублей процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение, и целый пакет мер для расширения спроса, предусмотренный антикризисным планом. Это реальный шанс для российских машиностроителей, который нужно эффективно использовать. 
В свою очередь, эти меры поддержки должны сопровождаться повышением требований к техническому уровню транспортных средств, впервые регистрируемых на территории России, усилением контроля за техническим состоянием эксплуатируемых автомобилей по экологическим показателям и другими механизмами, помогающими снизить вредное воздействия автотранспорта на окружающую среду.
Третье направление – это развитие транспортной инфраструктуры. Не секрет, что ускоренная «автомобилизация» страны, к сожалению, пока не сопровождается соответствующим ростом объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автопарк вырос почти на 75%! Конечно, все это приводит к бесконечным пробкам и заторам, от которых буквально «задыхаются» жители крупных городов. 
Системные меры не просто по расширению дорожной карты страны, но и по усилению инновационной и экологической направленности развития транспортной отрасли предложены в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». Речь идет, в частности, об обустройстве автомобильных дорог федерального значения современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, включая применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей, установку шумозащитных экранов. Не менее актуальна, на мой взгляд, разработка и внедрение новых способов содержания автомобильных дорог, позволяющих уменьшить вред, который наносят противогололедные реагенты. Полагаю, что реализация этих мер наряду с развитием сети автомобильных дорог общего пользования, увеличением их пропускной способности, строительством кольцевых автодорог и реконструкцией перегруженных движением участков поможет в разы сократить объемы выбросов выхлопных газов, а также количество отходов при строительстве и содержании дорог.
Еще одна задача – создать экономические стимулы, ускоряющие выведение из эксплуатации и утилизацию старых автомобилей со сверхнормативным сроком службы. Актуальность таких мер очевидна. Так, например, только в Москве в 2007 году из 130 тысяч списанных машин на утилизацию поступило лишь 10 тысяч. Для сравнения: в США ежегодно на утилизацию поступает более 15 миллионов легковых автомобилей. Суммарный коэффициент утилизации автомобилей, по подсчетам экспертов, составляет в среднем 83%, а коэффициент рециклинга черных и цветных металлов, применяемых в автомобилях, близок к 100%. Примерно столько же отслуживших автомобилей ежегодно поступают на утилизацию в Европе. Учитывая, что во всех странах ЕС действует очень жесткая система контроля за утилизацией автомобилей, и старые автомобили просто невозможно «похоронить» во дворах, несложно догадаться, что все остальные подержанные иномарки переправляются в Восточную Европу, Россию, другие развивающиеся страны, перенося вместе с ними и целый куст экологических проблем. В этой связи, отмечу, что заградительные пошлины на подержанные иномарки – это шаг не только в поддержку отечественного автопрома, но и вклад в обеспечение экологической безопасности. 
Актуальны ли, на ваш взгляд, в России современные технологии использования гибридов, электромобилей и автомобилей на топливных элементах?
Развитие таких технологий с прицелом на будущее, безусловно, актуально. Но для начала нужно создать необходимую инфраструктуру для обслуживания такого автотранспорта, обеспечить массовый спрос. К сожалению, экологическое сознание российских водителей, да и населения в целом на сегодняшний день таково, что очень сложно будет убедить людей покупать гораздо более дорогие автомобили и идти на дополнительные расходы, чтобы улучшить экологическую обстановку в стране. Выгода от таких вложений видна не сразу, а затраты необходимы уже сегодня. Это и есть тот самый барьер в сознании, та скорлупа, не разбив которую, как говорится в пословице, не съесть орех. Поэтому в решении поставленных задач важно слаженно и решительно действовать по всем упомянутым в ходе беседы направлениям, повышая экологическую ответственность, меняя отношение к природным богатствам страны, эффективно используя имеющиеся и создавая новые возможности для повышения конкурентоспособности российской экономики. Только тогда, вопреки существующим трудностям, можно добиться результата.


Просмотров 841
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

18.06.2018
В Москве назначено повторное собрание кредиторов подрядчика "Ямал СПГ" - ООО "Ямалспецстрой"

19.06.2018 Дубров Вячеслав Игоревич 29

ну сомнений нет, что вахтовикам всё выплатят, на Ямал спг с этим строго. был случай, что через суд все выплатили рабочим и вопрос закрыт. я там сколько ни был, не было такого, чтобы народ кидали без денег после вахты.

18.06.2018
Роман Самсонов: Цифровизация в РФ должна изменить управление нефтегазовой отраслью на всех уровнях

19.06.2018 Джакубова Татьяна Николаевна, 68 лет

Спасибо за интересную информацию о положении дел с цифровизацией отрасли. Абсолютно согласна с Вашим заключением: существующие корпоративные ИТ, по сути, автоматизируют документооборот, ничего не меняя в существующей системе управления. Автоматизации должны предшествовать системный анализ и организационное проектирование на предприятии:задач, функций и технологий управления. Т.е. впереди должен идти системный аналитик. Забытые, но не потерявшие своей актуальности работы старых специалистов: Ю.И. Черняк. Системный анализ в управлении экономикой, Л.С.Пузыровский. Основы организационного проектирования. Только такой подход может реально повысить эффективность управления.

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования