Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: необходимо внедрение новых способов содержания автомобильных дорог

Коммерсант-Авто
15 апреля 2009/ 16:30
В интервью газете «Коммерсант-Авто» председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова рассказала о том, какие меры принимаются сегодня для снижения негативного воздействия автотранспорта на экологию.

Насколько велико влияние автомобильной промышленности и автомобильного парка России на состояние экологии в стране?
В среднем по России вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составляет 40-45%, а в крупных городах – до 90%. Для сравнения: выбросы в атмосферу от нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии и электроэнергетики в сумме образуют около 30% загрязнений. Доля транспорта в шумовом воздействии на население составляет 85-95% на различных территориях. Все это создает реальную угрозу здоровью людей.
Можно ли согласиться с мнением, что проблемы экологии и энергосберегающих технологий для России, учитывая ее просторы и запасы, не так важны, как для Европы? 
Согласиться с этим равносильно тому, что жить по принципу «после нас хоть потоп», лишить миллионы людей права дышать свежим воздухом, ограничить в ресурсах развития экономику страны. Уже сегодня около миллиона россиян живут в зонах экологического бедствия. В 140 городах, где в общей сложности проживает около 60 миллионов человек, уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. Свыше 80 миллионов россиян не имеют возможности пользоваться качественной водой. И это лишь несколько экологических «болезней» нашей страны.
О том, насколько жизненно необходимо «понуждать» к энергосбережению, не откладывая эти задачи в долгий ящик, говорит хотя бы то, что сегодня около 35% энергоресурсов мы теряем из-за расточительства, использования устаревших технологий. 
Прямое следствие такой бесхозяйственности – усиление нагрузки на окружающую среду, ведь именно добыча, транспортировка и использование природных ресурсов формируют более 50% общего загрязнения атмосферы, водных объектов и земель.
Таким образом, обе задачи – снижение энергоемкости экономики и обеспечение экологической безопасности – взаимоувязаны и требуют безотлагательного решения. Поэтому сегодня мы готовим ко второму чтению два во многом революционных законопроекта - «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которые призваны стимулировать природосберегающие технологии через налоговые, тарифные, бюджетные и другие механизмы. 
Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы уменьшить негативное влияние транспорта на экологическую ситуацию в стране?
Читать также
Эта задача может быть решена только системно, и приоритетов, на мой взгляд, здесь несколько. Прежде всего переход на экологически чистые виды топлива. 
Важные шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, с 1 июля 2003 года для предотвращения воздействия на здоровье человека и окружающую среду в России запрещены производство и оборот этилированного бензина. Утвержден технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", который устанавливает сроки перехода к более экологичным стандартам топлива. Бензин стандарта "Евро-2" может выпускаться в России до 31 декабря 2010 года, стандарта "Евро-3" - до 31 декабря 2011 года, а "Евро-4" до 31 декабря 2014 года. После этого весь бензин в стране должен будет соответствовать стандарту "Евро-5". 
Стоит признать, что по темпам внедрения этих стандартов мы серьезно отстаем от стран ЕС, но при этом важно понимать и то, что для реализации таких мер требуются серьезные финансовые вливания в модернизацию и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов. Еще 10 лет назад возможностей инвестировать такие средства в отрасль просто не было. По сути, введение таких стандартов в тот период носило бы чисто декларативный характер. 
По результатам совещания «О состоянии и проблемах развития нефтяной отрасли РФ», которое прошло 12 февраля в Киришах под председательством Владимира Путина, вопрос о возможности очередного переноса сроков выпуска в оборот топлива классов Еров-3, 4 и 5 был окончательно закрыт. Чтобы ускорить переход на новые стандарты, предложены меры господдержки нефтяной отрасли, в частности, в форме предоставления российским банкам государственных гарантий по кредитам, выдаваемым на финансирование строительства новых и модернизацию действующих нефтеперерабатывающих заводов. 
Кроме того, уже в ближайшие месяцы планируется подготовить законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий санкции за нарушение требований техрегламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Наряду с повышением качества топлива, не менее важное направление - модернизация предприятий автопрома, внедрение новых технологий для выпуска более экологичных автомобилей, ведь, как говорится, «в грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет». Отмечу, что условия для повышения конкурентоспособности на основе передовых технологий для российского автопрома сегодня созданы. Это и кредитное обеспечение предприятий отрасли с использованием механизма госгарантий, и финансирование в объеме 1,5 миллиардов рублей процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение, и целый пакет мер для расширения спроса, предусмотренный антикризисным планом. Это реальный шанс для российских машиностроителей, который нужно эффективно использовать. 
В свою очередь, эти меры поддержки должны сопровождаться повышением требований к техническому уровню транспортных средств, впервые регистрируемых на территории России, усилением контроля за техническим состоянием эксплуатируемых автомобилей по экологическим показателям и другими механизмами, помогающими снизить вредное воздействия автотранспорта на окружающую среду.
Третье направление – это развитие транспортной инфраструктуры. Не секрет, что ускоренная «автомобилизация» страны, к сожалению, пока не сопровождается соответствующим ростом объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автопарк вырос почти на 75%! Конечно, все это приводит к бесконечным пробкам и заторам, от которых буквально «задыхаются» жители крупных городов. 
Системные меры не просто по расширению дорожной карты страны, но и по усилению инновационной и экологической направленности развития транспортной отрасли предложены в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». Речь идет, в частности, об обустройстве автомобильных дорог федерального значения современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, включая применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей, установку шумозащитных экранов. Не менее актуальна, на мой взгляд, разработка и внедрение новых способов содержания автомобильных дорог, позволяющих уменьшить вред, который наносят противогололедные реагенты. Полагаю, что реализация этих мер наряду с развитием сети автомобильных дорог общего пользования, увеличением их пропускной способности, строительством кольцевых автодорог и реконструкцией перегруженных движением участков поможет в разы сократить объемы выбросов выхлопных газов, а также количество отходов при строительстве и содержании дорог.
Еще одна задача – создать экономические стимулы, ускоряющие выведение из эксплуатации и утилизацию старых автомобилей со сверхнормативным сроком службы. Актуальность таких мер очевидна. Так, например, только в Москве в 2007 году из 130 тысяч списанных машин на утилизацию поступило лишь 10 тысяч. Для сравнения: в США ежегодно на утилизацию поступает более 15 миллионов легковых автомобилей. Суммарный коэффициент утилизации автомобилей, по подсчетам экспертов, составляет в среднем 83%, а коэффициент рециклинга черных и цветных металлов, применяемых в автомобилях, близок к 100%. Примерно столько же отслуживших автомобилей ежегодно поступают на утилизацию в Европе. Учитывая, что во всех странах ЕС действует очень жесткая система контроля за утилизацией автомобилей, и старые автомобили просто невозможно «похоронить» во дворах, несложно догадаться, что все остальные подержанные иномарки переправляются в Восточную Европу, Россию, другие развивающиеся страны, перенося вместе с ними и целый куст экологических проблем. В этой связи, отмечу, что заградительные пошлины на подержанные иномарки – это шаг не только в поддержку отечественного автопрома, но и вклад в обеспечение экологической безопасности. 
Актуальны ли, на ваш взгляд, в России современные технологии использования гибридов, электромобилей и автомобилей на топливных элементах?
Развитие таких технологий с прицелом на будущее, безусловно, актуально. Но для начала нужно создать необходимую инфраструктуру для обслуживания такого автотранспорта, обеспечить массовый спрос. К сожалению, экологическое сознание российских водителей, да и населения в целом на сегодняшний день таково, что очень сложно будет убедить людей покупать гораздо более дорогие автомобили и идти на дополнительные расходы, чтобы улучшить экологическую обстановку в стране. Выгода от таких вложений видна не сразу, а затраты необходимы уже сегодня. Это и есть тот самый барьер в сознании, та скорлупа, не разбив которую, как говорится в пословице, не съесть орех. Поэтому в решении поставленных задач важно слаженно и решительно действовать по всем упомянутым в ходе беседы направлениям, повышая экологическую ответственность, меняя отношение к природным богатствам страны, эффективно используя имеющиеся и создавая новые возможности для повышения конкурентоспособности российской экономики. Только тогда, вопреки существующим трудностям, можно добиться результата.


Просмотров 1088
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования