Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Наталья Комарова: Мы продолжаем за копейки отдавать лесные ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение

10 сентября 2009/ 09:07
Москва. 9 сентября Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова выступила на «правительственном часе» по теме: «Об оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений». Наталья Владимировна, в частности, отметила:
- Сегодня регионы обладают беспрецедентной широтой полномочий в лесной сфере, и все мы вправе рассчитывать на то, что такое перераспределение прав и ответственности обеспечит эффективное и комплексное использование лесов, а также сохранение и преумножение лесных богатств.
Соглашусь с позитивными оценками работы, уже проделанной за 2,5 года со дня введения в действие Лесного кодекса.
Тем не менее, анализируя данные, которые получает Комитет по результатам мониторинга за реализацией лесного законодательства, необходимо отметить следующее.
Не буду возвращаться к вопросу о деятельности Правительства Российской Федерации по изданию соответствующих нормативных правовых актов, требующихся в соответствии с Лесным кодексом, т. к. этот вопрос уже обсуждался здесь. В отношении же нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, остановлюсь на тех, которые содержат значительное количество несоответствий и противоречий федеральному законодательству, так как в свою очередь является причиной пороков правоприменительной практики. В этой связи отдельно остановлюсь на ситуации, сложившейся с регулированием законами субъектов Российской Федерации вопросов заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Лесной кодекс Российской Федерации исходит из того, что при развитии договорных отношений в области использования лесов приоритет имеет аренда. Применение договора купли-продажи лесных насаждений носит ограниченный характер, и Кодекс изначально не предусматривал возможности его использования при заготовке древесины в предпринимательских целях. При этом установлено право субъектов Российской Федерации своими законами установить исключительные случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Субъекты Российской Федерации, определяя данные исключительные случаи, должны были иметь в виду, что Лесной кодекс не возлагает на покупателя лесных насаждений по договору купли-продажи обязанностей по рациональному использованию, охране и защите лесов и не требует составления проекта освоения лесов, в отличие от арендатора лесного участка, который обязан осуществлять указанные действия. В этой связи применение договора купли-продажи лесных насаждений может быть оправдано только государственными или муниципальными нуждами.
Большинство субъектов Российской Федерации определили слишком широкий перечень случаев применения указанного договора, разрешив его применение в том числе в коммерческих целях.
Мы располагаем примерами, когда в отдельном субъекте Российской Федерации в 2008 году по результатам аукционов заключено 15 договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, в то время как договоров купли-продажи - 1394 с общим объемом изъятия древесины в 7 (!) раз больше, чем по договорам аренды лесных участков.
Названные цифры, нашли подтверждение и в докладах заместителя Министра сельского хозяйства и Руководителя Рослесхоза. Приведенные данные говорят о том, что мы продолжаем за копейки отдавать ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение, и ведем себя как временщики, как чужие и даже чуждые по отношению к лесу.
Читать также
Часто такие решения красиво упаковываются: малый бизнес, рабочие места и так далее. Но в данном случае ситуация доступными способами просчитывается: через рост расходов государственного бюджета или, если финансирование не осуществляется, то увеличивается площадь, на которой не осуществляется лесовосстановление, а следовательно, сокращаются запасы; через рост объемов «серых» и «черных» расчетов за лесные насаждения, а, следовательно, снижение налоговых поступлений, через потери из-за невведения новых мощностей по лесопереработке, а, следовательно, сокращение экономической активности, рабочих мест, и снова снижение налогового потенциала.
Полагаем, что субъекты Российской Федерации при должном контроле со стороны уполномоченных в сфере лесных отношений федеральных органов внесут в кратчайшие сроки соответствующие изменения в свои нормативные правовые акты.
И еще один пример. Во многих регионах допускается предоставление для осуществления рекреационной деятельности лесных участков в защитных лесах физическим лицам, которые фактически используют их для личных нужд.
Что касается эффективности использования лесов, поддержу заместителя Министра сельского хозяйства, в докладе которого прозвучал тезис: мы забываем о том, что лес - это не только древесина, но и другие ресурсы, в том числе пищевые и недревесные. От себя добавлю, что в экономическом отношении они не менее привлекательны. Продукция переработки, например, пищевых лесных ресурсов, пользуется заслуженной популярностью как на внутреннем, так и на мировом рынке. Однако на сегодняшний день используется этот потенциал недостаточно, хотя правовые возможности для этого созданы лесным законодательством.
Следствием указанной порочной практики становится повсеместное нарушение прав граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, возводят ограждения и препятствуют доступу граждан на такие участки.
Правоприменителями зачастую не учитывается, что лесное законодательство исходит из того, что предоставление лесных участков в аренду возможно исключительно в том случае, если их использование осуществляется в предпринимательских целях, соответственно арендатором может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Считаю необходимым обратить внимание руководителей федеральных органов на необходимость более широкого применения правовых инструментов, предусмотренных Лесным кодексом, для контроля и надзора за исполнением регионами делегированных им полномочий.
Должна прокомментировать предложение о переносе на 2015 год сроков введения государственного кадастрового учета лесных участков.
Мы готовы на решение этой проблемы. Только при этом необходимо учитывать то, что Лесной кодекс Российской Федерации содержит нормы о кадастровом учете в связи с тем, что прежде было решено создавать единую систему регистрации недвижимости и прав на нее.
Поэтому принимая обсуждаемое решение мы должны, во-первых, синхронизировать новые сроки с вышеназванными правовыми нормами и, во-вторых, определить меры и сроки их реализации в установленный переходный период. Иначе, депутатам не одного созыва хватит работы в этом отношении.
В завершение отмечу, что фракция «Единая Россия» продолжит последовательное развитие лесного законодательства, руководствуясь главной задачей - обеспечить комплексное и устойчивое использование лесных ресурсов. Прежде всего, речь идет о введении норм, стимулирующих создание мощностей по глубокой и полной переработке древесины на территории Российской Федерации для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства. Для решения этой задачи сегодня разрабатывается пакет мер, связанных с запретом экспорта «круглого» леса, расширением инструментария государственно-частного партнерства при строительстве лесоперерабатывающих мощностей, а также тарифным, налоговым и бюджетным стимулированием прорывных инновационных проектов в лесной отрасли. Только в комплексе все эти меры приведут в движение инновационные процессы в отрасли и поддержат ее устойчивый рост.
Просмотров 1043
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования