Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефтяники хотят разделить налоговое бремя с потребителями

15 сентября 2016/ 07:09

Часть налоговых изъятий у нефтяного сектора, которые Минфин планирует для наполнения бюджета 2017 года, может быть переложена на потребителей через акцизы на топливо. По данным "Ъ", правительство и нефтяники обсуждают варианты, при которых примерно половина из 200 млрд руб. дополнительных платежей пришлась бы не на рост НДПИ на нефть, а на повышение акцизов. Такое решение позволит ослабить давление бюджета на инвестпрограммы нефтекомпаний, но может привести к росту цен на топливо.

Читать также
Вчера на многочасовом совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича представители профильных ведомств и нефтекомпаний решали, как лучше изъять у отрасли 200 млрд руб. дополнительных налогов, чтобы закрыть часть дыр в бюджете 2017 года. "Ъ" стали известны предлагаемые варианты (итоги совещания на 22:30 14 сентября известны не были).

Минфин исходно предложил просто повысить базовую ставку НДПИ на нефть на 2017 год примерно на $1 на баррель (с 473 руб. на тонну до 1392 руб.). Это позволяло собрать с отрасли дополнительно 238 млрд руб., с учетом снижения налога на прибыль чистые поступления в бюджет составили бы примерно 200 млрд руб. Еще 55 млрд руб. должны прийти в результате роста экспортной пошлины на мазут (с 82% от ставки пошлины на нефть до 100%), но они уже учтены Минфином. Попытки "Роснефти" отсрочить повышение мазутной пошлины, по словам собеседников "Ъ", не привели к успеху.

Но нефтяники выступили с альтернативной идеей: увеличить ставку НДПИ не так сильно, заместив это ростом акцизов на топливо. Фактически это означает, что увеличение налоговой нагрузки будет частично переложено на потребителей. Сейчас ставки акцизов на бензин и дизельное топливо составляют 10,13 тыс. и 5,29 тыс. руб. на тонну, они должны снизиться в 2017 году до 7,43 тыс. и 5,09 тыс. руб. Идея нефтяников в том, чтобы в 2017 году акцизы не снижать. Это даст бюджету дополнительно 97-100 млрд руб., НДПИ может вырасти лишь на 243 руб. Есть и вариант роста акциза на дизельное топливо примерно на 1 руб. на литр, что позволит увеличить НДПИ всего на 128 руб.

Эти предложения выгодны прежде всего тем, у кого добыча нефти существенно превышает ее переработку — "Роснефти", "Сургутнефтегазу", ЛУКОЙЛу, а также маленьким компаниям, у которых вообще нет переработки. Но в целом, говорят собеседники "Ъ" в нефтекомпаниях, они все заинтересованы по возможности уменьшить рост НДПИ за счет акцизов. Во-первых, потому, что на последующее снижение НДПИ никто не надеется, а шансы на уменьшение акцизов есть. Во-вторых, если нефтяники согласятся на рост НДПИ, ничто не мешает Минфину в начале 2017 года инициировать незапланированный рост акцизов, как это уже произошло в 2016 году. Если акцизы поднять сейчас, то снова сделать это в течение года будет сложнее из-за риска резкого роста цен на топливо. НДПИ по закону в течение года изменить нельзя.

Третий вариант, также возникший в среде нефтяников,— вообще не повышать НДПИ, собрав требуемую сумму за счет сохранения акцизов на уровне 2016 года и экспортной пошлины. Для этого требуется увеличить ставку пошлины примерно на 450 руб. на тонну. По действующему закону в рамках налогового маневра коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть должен снизиться в 2017 году с 42% до 30%. По словам собеседников "Ъ", необходимый рост пошлины эквивалентен примерно 4 п. п., то есть коэффициент может составить 34%. Впрочем, большинство собеседников "Ъ" сомневается, что эта схема пройдет. "Представители Минфина на совещаниях не раз говорили, что они не хотят больше связываться со ставкой пошлины",— отмечает один из источников "Ъ".

Для потребителей вариант с небольшим ростом НДПИ и повышенными акцизами будет самым болезненным, полагает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". "Мы получим ситуацию, при которой экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты снизится, а акцизы не снизятся или даже вырастут, что соответственно приведет к росту netback и привлекательности экспорта",— отмечает он. Это означает, что баланс цен на топливо между внутренним рынком и экспортом может быть достигнут только на более высоком ценовом уровне, чем в этом году. В 2016 году акцизы выросли почти на 3 руб. на литр, но нефтяники смогли переложить в конечную цену топлива только чуть более рубля. Хотя источники "Ъ" в компаниях говорят об этом как о "социальной ответственности бизнеса", многие на рынке полагают, что в реальности медленный рост цен на топливо отражает соотношение спроса и предложения. При этом экспорт оставался в текущем году в целом менее привлекательным из-за низких цен на нефть. Многое, полагает Михаил Турукалов, зависит от стоимости нефти в 2017 году — если она будет расти, внутренние цены на топливо очень быстро потянутся следом.

Коммерсант

Просмотров 1649
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

10.01.2019
В Беларуси в 2019 году планируют увеличить добычу нефти

13.01.2019 пан а.н. 65 л

надо торопиться с добычей нефти пусть пока струдностями
использовать новейшие достижения в этой области
это путь к реальной свободе.

28.12.2018
Александр Хуршудов: Новый год идет к нам в компании с финансовым кризисом

09.01.2019 Александр Хуршудов

Анастасия, благодарю Вас. Есть у меня небольшая разница с другими аналитиками. Они работают за деньги, а я - для души...:)))

28.12.2018
Игорь Сечин: На стоимость нефти сейчас влияет повышение ставки ФРС

28.12.2018 Александр Хуршудов

Игорь Иванович сильно преувеличивает значение ФРС. Более существенный фактор в том, что ОПЕК реально не сокращает добычу, а в США она растет. Поэтому временно имеется избыток предложения.

24.12.2018
Агентство нефтегазовой информации одержало победу в рейтинге «Нефтегаз-Реклама-2018»

28.12.2018 Виктория Анисимова 39 лет

Поздравляю, рейтинговое, успешное и оперативное агентство. Удачи и дальнейшего процветания в новом году!

20.12.2018
Уметь эффективно управлять: от студента до топ-менеджера

25.12.2018 Ришат Вахитов

Константин, не припомню ни одного такого случая на Самотлоре, позднее в Уренгое. Любыми путями удерживали на месторождениях. Хотел за границу попасть, дотоптался до 1 зама министра Филановского, услышал такое: мы для чего вам квартиры дали, должности, жёнам работу, что бы вы уезжали??? Нет. Чтобы работали там, где находитесь. Уехал из Москвы. Оставив надежды и деньги прогулял с референтами.

01.11.2016
Юрий Земцов: В науке не бывает скучно

14.12.2018 Беляева Ольга Анатольевна (Куликова)

Рада за старосту группы ТСН-1-73. Для меня очень интересная информация, хорошо что хоть один из нас стал достойным химиком и человеком науки. Желаю и в дальнейшем новых научных достижений.

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

Индекс цитирования