Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Павел Завальный: Закон о НДД в случае одобрения в правительстве сначала будет носить характер отраслевого эксперимента

19 мая 2017/ 13:49
Москва. Возможность изменения налогового режима нефтяной отрасли обсуждается уже не один год. Сегодня вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил о том, что долгожданная реформа налогообложения, закон о переходе с 2018 года от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к налогу на добавленный доход направлен на рассмотрение в правительство РФ. Процесс формирования поправок в налоговое законодательство затянулся из-за разного видения реформы Министерства энергетики и Министерства финансов, а также позиции нефтяных компаний о необходимости выделения дополнительных льгот для месторождений с высокой выработанностью  в Западной Сибири. О том, что нововведение даст государству и нефтяникам, а также векторе развития газовой отрасли России в интервью Агентству нефтегазовой информации рассказал председатель комитета по энергетике Государственной думы РФ Павел Завальный.
 

– Павел Николаевич, Вы поддерживаете  позицию нефтяных компаний по поводу выделения дополнительных льгот для месторождений с высокой выработанностью  в Западной Сибири? 

– Речь идет о двух подходах к методу определения ставок налогообложения нефтедобычи. С одной стороны, существуют традиционные дифференцированные ставки НДПИ, учитывающие условия добычи нефти. С другой – благодаря, в том числе, законодательной инициативе депутатов думы Югры, в Государственной думе обсуждается вопрос о введении новой системы налогообложения добычи. Это налог на добавленный доход (НДД), который чаще применяется в отношении разработки новых месторождений или налог на финансовый результат (НФР), призванный сделать более привлекательной разработку залежей нефти на поздних стадиях. Благодаря такой возможности у недропользователей появятся экономические стимулы для более эффективного использования запасов нефти.

НДПИ действует с 2001 года и зарекомендовал себя со стороны фискальных служб. Предложения по НДД и НФР пока еще не приняты и даже в случае одобрения будут носить в начале характер отраслевого эксперимента. Новый подход, а это будет конвергенция двух подходов, НДД и НФР, с тем, чтобы его можно было применять как для новых, так и для истощенных месторождений, коснется месторождений с объемами добычи до 10 млн тонн в год. Нужно будет посмотреть, насколько эффективно он будет работать и достигнет ли заявленных целей.

– Как Вы можете охарактеризовать работу Минэнерго и Минфина в вопросе поиска консенсуса по налогу на добавленный доход? 

– Позитивно. Почему? Есть уже согласованная редакция Минфина и Минэнерго. Подготовлен компромиссный документ, который, насколько я знаю, устраивает и наши ведущие нефтегазовые компании.

Но при этом вы должны понимать, что министерство энергетики решает задачу сохранения и возможного увеличения объемов добычи, то есть, обеспечивает устойчивое развитие отрасли. И при этом добивается, чтобы ее эффективность росла на фоне ухудшения структуры запасов и условий нефтедобычи.

У министерства финансов другая задача – сохранение и увеличение текущих доходов и балансировка бюджета. Особенно, когда бюджет расходов утвержден, не должно быть выпадающих доходов. Каждый преследует свои цели в рамках своих полномочий.

Поэтому обвинять кого-то в Минфине или Минэнерго в несогласовании, затягивании сроков нельзя. Здесь должен быть компромиссный процесс. При этом обязательно необходимо учитывать интересы нефтяных компаний. В том плане, что бизнес должен работать рентабельно. Тем более, если речь идет и о государственных ВИНКах. Они должны иметь финансовые источники для своего устойчивого развития.

У нас самый высокий в мире объем налоговой нагрузки на нефтяников, около 65%. Для сравнения, в Канаде - 35%. При этом, как я уже сказал, структура запасов ухудшается. Возрастает доля трудноизвлекаемых запасов. Пока же в эксплуатации в основном традиционные запасы. Сейчас из ТРИЗов в России мы получаем только 6% добытой нефти. При этом в общей структуре запасов они составляют уже более 40%.  Если говорить о Югре, то здесь более четверти разведанных пластов трудноизвлекаемые.  К ним можно отнести и истощенные месторождения. При этом из них мы получаем всего 4,5% объемов добычи.

То есть, сейчас добыча не соответствует структуре запасов. В перспективе себестоимость добычи нефти будет расти. И, конечно, мы должны находить другие мотивирующие режимы налогообложения, к которым относится и НДД.

С этим подходом мы снижаем удельное налогообложение тонны добытой нефти, но при этом увеличиваем жизненный цикл эксплуатации месторождения, что должно, в свою очередь, привести к увеличению общего объема добычи. Соответственно, возрастет общий объем налогов. И понятно, что когда вводится такой механизм для уже действующих месторождений, это может привести к временному снижению поступлений от налогов. В перспективе платежи возрастут. Но именно сейчас получается снижение доходов бюджета. Сегодня высока зависимость федерального бюджета и региональных бюджетов от объемов добычи и экспорта нефти и газа - около 40%. Поэтому Минфин очень аккуратно и консервативно подходит к решению этого вопроса. Но при этом понимает необходимость новых подходов. Надеюсь, не позже июня закон по НДД, согласованный правительством, будет внесен в государственную думу и рассмотрен.

– Павел Николаевич, предлагаю обсудить вопросы, связанные с развитием газовой отрасли. Наши японские партнеры не прекращают обсуждать строительство подводного газопровода между Россией и Японией. Однако российские компании, в частности, Газпром, уже высказывали свои опасения по поводу данной идеи (высокая сейсмическая активность подводной территории, где планируется проложить часть трубопровода, дороговизна проекта и т.д.). Как лично Вы оцениваете эту идею? Синергия от реализации сможет покрыть риски?

– Любой проект должен получить технико-экономическое обоснование. Оцениваются затраты, срок возврата инвестиций, время реализации проекта и, естественно, риски. В том числе и коммерческие, учитывающие колебания спроса и предложения. Будет ли это долгосрочный контракт? Предусмотрена ли фиксированная цена, которая гарантирует спрос и оплату в соответствии с этим спросом?

Например, по схеме «бери или плати» реализовывались все инвестиционно емкие проекты поставок газа для той же Европы. Это потом уже появился спотовый рынок, когда была создана необходимая инфраструктура. Появилось несколько источников поставок природного газа, в том числе в виде СПГ. Стали реальностью схемы более гибких поставок.

Но когда инфраструктуру надо только создать, фактически все риски на стороне инвестора и поставщика. Поэтому должен быть обеспечен спрос и оплата стоимости газа, которая гарантирует инвестору возврат денег. В этом проекте существуют и риски, связанные с зоной повышенной сейсмической активности. Они должны быть оценены и минимизированы. Сегодня большая часть поставок проекта «Сахалин-2» идет в Японию. Около 60% - в виде СПГ. Мы намерены расширять проект «Сахалин-2» до 15 млн тонн. Есть планы строительства дальневосточного завода СПГ. Мы предлагаем японским инвесторам поучаствовать в этом проекте и таким образом увеличить производство СПГ для своих потребителей.  Японская сторона предложила построить газопровод. Значит, наши партнеры должны сказать, что в этом случае они гарантируют безопасность спроса, возврат инвестиций, компенсируют потенциальные сейсмические риски. Сам проект находится на стадии оценки всех рисков. Идет технико-экономическое обоснование, сопоставление его с другим способом поставок газа в виде СПГ. Тем более, там есть с чем сравнивать. Схема отработана, цены согласованы.

– На Ямале продолжается рост добычи газа. При этом существует распространенное мнение, что в России голубого топлива уже сегодня добывают больше, чем достаточно. Для чего такая динамика роста? Куда пойдет новый газ Ямала?

– Основная добычная база по газу в нашей стране - север Тюменской области. Последние 30 лет добыча газа производилась в основном в  Надым-Пур-Тазовском регионе. Основные уникальные месторождения это Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное и ряд других. При этом последнее крупнейшее месторождение, которое было разработано в этом районе, Заполярное, пока еще находится в режиме стабильной добычи и, по сути, является регулятором, то есть, покрывает сезонные колебания поставок газа. Месторождения в режиме падающей добычи регуляторами быть не могут. Там невозможно сегодня взять больше газа, а завтра меньше.

В России высокая сезонная неравномерность потребления природного газа. В зимний период по отношению к лету разрыв в поставках достигает 1,8 раза. Регулятором является Газпром. А в самой компании регуляторами являются отдельные месторождения, где можно взять газа то больше, то меньше. Но таких крупных регуляторов практически уже не осталось. Заполярное - последнее. Весь этот регион переходит в режим падающей добычи. Разработка месторождений сателлитов не компенсирует падения.

Новой добычной базой становится полуостров Ямал. Сегодня там разработано месторождение Бованенково. Построено три газовых промысла. Общий объем добычи составляет 67,5 млрд кубических метров. Работает двухниточная система газопроводов в европейскую часть России. Объем добычи выйдет на 115 млрд кубических метров не позднее 2019 – 2020 года. По сути, меняется основная добычная база. По мере снижения добычи в Надым-Пур-Тазовском регионе нагрузка все больше будет переходить на полуостров Ямал. Только Бованенково, Харасавей и сателлиты имеют запасы порядка пяти триллионов кубических метров газа. Если взять месторождения, которые находятся севернее, лицензии на которые также есть у Газпрома, общая сырьевая база региона превысит девять триллионов кубических метров газа.

В ближайшие 20-30 лет Ямал будет являться основной ресурсной базой для компенсации снижения объемов добычи в Надым-Пур-Тазовском районе и обеспечения поставок на экспорт по газопроводу «Северный поток – 2».

 

Просмотров 8232
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

18.06.2018
В Москве назначено повторное собрание кредиторов подрядчика "Ямал СПГ" - ООО "Ямалспецстрой"

19.06.2018 Дубров Вячеслав Игоревич 29

ну сомнений нет, что вахтовикам всё выплатят, на Ямал спг с этим строго. был случай, что через суд все выплатили рабочим и вопрос закрыт. я там сколько ни был, не было такого, чтобы народ кидали без денег после вахты.

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

Индекс цитирования