Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Дефицит авиакеросина: перейдет ли Казахстан на топливо джедаев

Sputnik
26 сентября/ 11:56

Дефицит авиакеросина: перейдет ли Казахстан на "топливо джедаев"

© Sputnik / Виталий Белоусов

Министерство энергетики Казахстана не исключает перехода республики на альтернативный вид авиатоплива JET A-1 ввиду существующего дефицита авиакеросина. Этот вид топлива родился на родине "Звездных войн" — США, а затем перекочевал сначала в Европу, а потом и в Китай.

Теперь же он может наполнить казахстанский рынок: нынешняя ситуация с авиакеросином, дефицит которого Казахстан вынужден восполнять только в одной стране — России, заставил министерство энергетики республики всерьез рассматривать перевод авиапарка страны на это "звездное питание". Благо, "Боинги" и "Аэробусы", на которых летает основной авиаперевозчик страны — Air Astana, изначально под него заточены.

"На прошлой неделе мы проводили совещание с участием наших аэропортов, с участием комитета гражданской авиации о переходе на альтернативный вид топлива — JET A-1, — сказал вице-министр ведомства Асет Магауов. — С точки зрения стандартов нам позволяет производить и потреблять это топливо в Казахстане, и вопрос стоял о том, что, может, нам частично некоторые аэропорты перевести на JET A-1".

Специалисты утверждают, что чистотой — за счет использования присадок и большего очищения от серы при производстве топливо джедаев позволяет продлевать ресурс двигателей самолетов. Одновременно эта чистота является и его слабостью в сравнении с привычным авиакеросином: температура использования JET A-1 выше, чем у постсоветского топлива.

То есть при минус 60 наш авиакеросин еще горит, JET A-1 перестает давать искру еще при минус 45. Ну и цена — до недавних пор джедайный керосин стоил на 10% дороже авиакеросина, однако нынешний сезон отпусков в России, из-за которого грянул дефицит на казахстанском рынке, изменил это соотношение.

"Цены на авиакеросин уже повысились, когда дефицит пошел, в июле-августе Air Astana отмечала, что идет быстрый рост цен на рынке России на авиакеросин: на данный момент — до 670-680 долларов за тонну. В начале лета цена была долларов на 50 дешевле", — свидетельствует Магауов.

Долларов 50 роста в цене — это почти те самые 10% разницы в стоимости авикеросина и JET A-1. То есть сейчас разница в стоимости тонны того и другого топлива не настолько существенна, чтобы не рассматривать "Джет А-1" в качестве альтернативы.

Самое же главное преимущество JET A-1, по мнению Минэнерго, что его можно импортировать сразу из нескольких стран, а не из одной, то есть в большей степени обезопасить себя от возможного форс-мажора у поставщиков.

"В средне- и краткосрочной перспективе, когда поставки срываются из России, нам можно будет дополнительно импортировать объемы "Джет А-1" из Китая. Тогда, с точки зрения ресурсов, не будет зависимости только от одной страны — для нас открывается большая часть мирового рынка, откуда мы сможем импортировать авиатопливо. То есть вопрос перехода к "Джет А-1" для нас становится стратегическим", — заявил Магауов.

Таким образом, вице-министр дал понять, что в течение еще как минимум трех лет (понятие "среднесрочная перспектива" охватывает обычно именно этот промежуток времени) Казахстан будет имортозависим по авиакеросину. Его в количестве около 20 тыс. тонн в год производит Атырауский НПЗ и в количестве около 240 тыс. тонн в год — Шымкентский — при среднегодовой потребности отечественных авиакомпаний в 600 тыс. тонн в год.

Минэнерго в вопросе самообеспечения внутреннего рынка больше уповает на модернизацию Павлодарского НПЗ: по заверениям Магауова, в рамках этого проекта "больший акцент ставится на возобновление выпуска авиакеросина".

"Понятно, что какое-то время уйдет дополнительную на сертификацию, но по авиакеросину наши оценки такие: порядка 900 тысяч-миллиона тонн мы будем производить при потребности текущей — порядка 600 тысяч тонн в год, то есть появится излишек", — сказал он на пресс-конференции.

Только вот, как говорилось выше, на излишек этот уповать стоит в долгосрочной перспективе. К октябрю же 2017 года сальдо следующее: в стране есть остаток в 25 тыс. тонн ранее импортированного из России авиакеросина; перед Шымкентским НПЗ, который, вопреки крикам души авиаперевозчиков, ни на какой ремонт не встает, поставлена задача — напыжиться и произвести в октябре 30 тыс. тонн авиатоплива.

Суммарно по октябрю это даст 55 тыс. тонн авиатоплива при среднемесячном потреблении в предыдущие восемь месяцев — 47,5 тыс. тонн. То есть октябрь закрывается с лихвой, и этот месяц казахстанские авиакомпании, по мнению вице-министра, могли бы потратить на то, чтобы законтрактовать в России хоть какое-то дополнительное количество авиатоплива, поскольку Минэнерго может содействовать их переговорам с россиянами, но само за них за этот стол переговоров не сядет.

Просмотров 568
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2010
Сибирский учебный центр Шлюмберже – кузница кадров для российской нефтяной индустрии

11.12.2017 Азаргаев Батор Бальжинович, 37 лет

Здравствуйте,я хотел бы узнать про поступление на учебу в Сибирский учебный центр Шлюмберже г.Тюмени на рабочие специальности в области добычи нефти и газа.Сможете ли меня подробно проинформировать по этому поводу. Заранее благодарен!

04.12.2017
Александр Хуршудов: Технология многоступенчатого ГРП достигла предела своей эффективности

11.12.2017 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Здравому смыслу: на кораблях под парусом ходили и более 1000 лет, пока не научились двигаться ПРОТИВ ВЕТРА - это тоже противоречит "здравому смыслу"?! Я имею отличное образование и множество патентов, и поэтому я ЗНАЮ как делать ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ гидроразрыв - но это изобретение я пока не патентовал, ищу стратегического партнера.
Каприелову К.Л.: горизонтальный гидроразрыв - не только для сланцев, было указаны многозабойные скважины И горГРП. Вот для многозабойных скважин я тоже разработал свою роторно-управляемую систему, долото, ВЗД и прочее. Не говоря уже об автоматизированном донном бурении на шельфе - существующая техника находится на пещерном уровне.

07.12.2017
Аналитики назвали перспективные метаноловые проекты России

11.12.2017 Алекперов Олег, 42

А что, НГСК отказалась от реализации проекта в Усть-Луге?

21.11.2017
Дмитрий Медведев: В РФ необходимы более гибкие механизмы стимулирования разработки нефтяных месторождений

25.11.2017 Иванов А.А.

будут ли дано разрешение на разработку новых месторождений на юге тюменской области для нужд местного значения при наличии покупателя на топливо и электричества для перспективы инвестиций и рабочих мест?

24.11.2017
Инна Лосева: Когда нефтяным компаниям сложно, правительство должно подставить свое плечо

25.11.2017 Иванов А.А.

какие льготы для разработки новых месторождений для нужд местного значения планируют.

19.10.2017
Депутаты Тюменской областной думы подчеркнули важность газификации труднодоступных территорий

25.11.2017 Белокурова Наталья Васильевна 46

Живу в Тюмени и не имею возможности провести газ предлагают вести отдельную трубку за 256 тыс хотя основная труба газопровода в 5 метрах от дома ваша программа газификация только для состоятельных людей

Индекс цитирования