Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Александр Хуршудов: Запасы нефти Курдистана являются прекрасным предметом торга

26 октября 2017/ 07:13

Москва. России пока не поступали вопросы от правительств других стран по работе в Иракском Курдистане российских нефтяных компаний, сообщил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак.  Ранее, 21 октября, министр нефти Ирака Джаббар аль-Луайби заявил, что он ждет разъяснений от "Роснефти" по поводу контрактов, которые она подписала с Иракским Курдистаном, передавало агентство Рейтер.

Наш корреспондент беседует по теме с экспертом Агентства нефтегазовой информации Александром Хуршудовым:

- Александр Григорьевич, Курдистан недавно проголосовал за независимость, у границ еще не закончились военные действия. Не слишком ли высоки там политические риски для российских компаний?

- Риски действительно велики. Недавно Газпром нефть даже отказалась от одного из трех своих курдских проектов; они небольшие, не связаны с инфраструктурой, но на перспективном месторождении стоят минные поля, и не ясно, когда начнется разминирование…

- Может быть и не стоит нашим нефтяникам работать в этом районе? На планете хватает других, более спокойных мест…

- Я бы там работать точно не стал. Но я эксперт, не бизнесмен. А в бизнесе риск - неотъемлемая часть профессии. К тому же не так много в мире нефтяных провинций с доказанными запасами нефти 6 млрд т. Так что работать надо и в этом, и в других регионах, хотя и с оглядкой.

- Роснефть недавно объявила о создании совместной компании с курдским оператором по эксплуатации экспортного нефтепровода в Турцию. Почему она начинает с такого не совсем обычного предприятия?

- Роснефть прорабатывает в Курдистане и другие проекты, в частности, освоения новых месторождений, строительства экспортного газопровода. Самый больной вопрос для Курдистана состоит в расширении экспортных возможностей. Нефтепроводы в западном направлении находились в зоне боевых действий, там широко распространено воровство нефти. В первую очередь курдам важно наладить дистанционный контроль за трубой и ее охрану. Для этого Россия располагает спутниковыми системами, а Роснефть - опытом борьбы с хищениями.

- Однако у этого проекта уже появилось много противников… Кому выгодно убрать с рынка нефть Курдистана, может быть, тем, кто играет на повышение нефтяных цен?

- Нет. Добыча нефти в Курдистане не так велика (0,5-0,6 млн барр./сут), и ее изменение на ценах почти не скажется. Но американцы прорабатывали план разделения Ирака на три части еще до начала его оккупации. И сейчас они поддерживают курдов не из благотворительности, а ради контроля за нефтяными потоками. Уверен, их абсолютно не устраивает присутствие здесь России, и они еще не раз попытаются ему помешать. Вряд ли случайно после заявлений иракского правительства последовало сообщение Chevron,  самой лояльной по отношению к американским властям нефтяной компании США, о временной приостановке деятельности в Курдистане.

- Может быть, соседний Иран заинтересован в том, чтобы Курдистан экспортировал нефть через южные, шиитские районы Ирака?

- Это не исключено. Иран тесно сотрудничает с Багдадом и был бы не прочь, чтобы все нефтяные маршруты ушли через Басру в южном направлении. Но быстро это сделать не удастся, нужно строить новые трубы, расширять терминалы. Южные маршруты ведут в Индию и Китай, западные через Сирию и Турцию – в Европу, они короче, экономика за них. А противостоять экономической целесообразности – неблагодарное занятие. Думаю, это скоро поймут и в Иране, и в Ираке.

- Иракские власти, вероятно, опасаются, что надежный канал для экспорта нефти приблизит для курдов желанную независимость?

- Думаю, эти опасения напрасны. Роснефть работает строго в рамках законов и не станет действовать в обход центральной власти страны. Если законодательство Ирака предусматривает согласования с центром, они будут выполнены.

- В чем же тогда состоит суть всей этой борьбы вокруг курдской нефти?

- Суть в том, что запасы нефти Курдистана являются прекрасным предметом торга. Они не могут быть освоены без участия властей Ирака и содействия стран-соседей. Рано или поздно это заставит все стороны сесть за стол переговоров и выработать такие решения, которые устроят всех.

Я уважаю желание курдов создать свое государство, но путь к нему коротким не будет. Он пройдет через восстановление разрушенного войной, ликвидацию ненависти народов, расширение культурных связей и создание автономий. Россия в меру сил будет способствовать процессу нормализации жизни в регионе, стараясь поддерживать доброжелательные отношения со всеми участниками.

Просмотров 3782
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования