Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Евгений Аркуша: Бензин в 2018 году в РФ подорожает примерно на 6%, а госпрограммы позволят сократить объемы топливного контрафакта

28 декабря 2017/ 11:46

Москва. 2017 год для топливной сферы был, пожалуй, одним из самых трудных. Резкое повышение оптовых и розничных цен, индексация акцизов на бензин и дизельное топливо, борьба с контрафактом коснулись как производителей, так и потребителей. Президент НО «Российский топливный союз» Евгений Аркуша рассказал Агентству нефтегазовой информации о важных изменениях на топливном рынке в уходящем году и дал прогноз на 2018 год.

- Прокомментируйте ситуацию, возникшую в октябре 2017 года, когда в большинстве регионов России начались массовые повышения цен на топливо.

- Розничные цены в России привязаны к оптовым. Но ценообразование на розничном и оптовом рынках моторного топлива формируется по разным принципам. Розничный рынок конкурентный, а конкуренция, как известно, является фактором сдерживания роста цен. Кроме того, на цены розничного рынка давит установка регулятора – рост цен не должен превышать уровень инфляции. Оптовый же рынок монополизирован, в регионах представлены одна или две крупные компании, в некоторых регионах вообще речь можно вести только об одной компании. Монополист, используя  рычаги влияния на биржевые ценовые индикаторы, являющимися критериями формирования оптовых цен, добивается их экономически необоснованного роста. С другой стороны, налоговый маневр, который сделал убыточной переработку, к сожалению, толкает цены вверх. Также цена внешнего рынка приводит к увеличению экспортного паритета. Отмечу стабильность рубля. Если до этого рост цен компенсировался снижением курса рубля относительно доллара, то теперь курс рубля отвязан от цен на нефть. Рубль стабилен, любое удорожание нефти не компенсируется повышением курса рубля, поэтому рост цен на нефть повышает экспортный паритет, который влечет за собой рост оптовых цен для обеспечения равнодоходности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт.

Резкий рост оптовых цен при достаточно стабильных розничных приводит к возникновению диспаритета, при котором оптовые цены приближаются к розничным, а иногда даже превышают их, что делает розничный рынок нерентабельным. Необходимы решительные и скоординированный действия регуляторов для насыщения рынка нефтепродуктов, увеличения поставок топлива на внутренний рынок и увеличения объемов продаж на биржевых торгах для снижения цен до экономически обоснованного уровня.

Кроме того, необходимо внесение изменений в совместный приказ Минэнерго РФ и ФАС, устанавливающий критерии формирования рыночных ценовых индикаторов.

Наши предложения заключаются в необходимости увеличения нормативов продаж в основную торговую сессию, по которой формируются ценовые индикаторы, а также в том, чтобы в расчете ценовых индикаторов учитывались только те сделки, при которых товар уходит в рынок. То есть из расчета должны исключаться сделки, в которых покупателем выступает сама нефтяная компания или аффилированная с ней сбытовая структура. До 20% (иногда эта цифра доходит до 30%) топлива, реализуемого в первую торговую сессию, покупают сами нефтяные компании или их структуры. Естественно, это вызывает ажиотажный спрос и рост ценовых индикаторов.

Розничные цены на топливо в 2017 году росли плавно в течение всего года, просто осенний рост - не традиционный по указанным выше причинам и поэтому заметный. Экономические факторы, влияющие на цены, - это рост налоговой нагрузки и инфляции. Но есть и неэкономические, которые толкают оптовые цены вверх, розница вынуждена следовать за ними. В 2017 году они стали выше уровня инфляции.

- Возможно ли, что ситуации с ценами на топливо в 2018 году стабилизируется?

- Цены на бензин и дизельное топливо растут из года в год. В 2017 году нетрадиционно то, что у нас оптовые цены выросли осенью. Такого еще не было. Зимой и осенью цены всегда падают, в этом году они стали резко расти. Рост был разный, примерно на 10%  выросли оптовые цены на бензин, около 20% - на дизельное топливо, розница выросла примерно на 6-7%.

С 2010 года инфляция превысила рост розничных цен примерно на 16-20%. Осенью 2017 года оптовые цены на дизельное топливо превысили розничные - это парадоксальная ситуация. Не могут цены расти ниже уровня инфляции из года в год. Это просто невозможно. Я называю это искусственным сдерживанием, когда-нибудь это должно было прорваться.

Поэтому говорить о том, стабилизируется ли ситуация в 2018 году, я не могу.

Налоговый маневр у нас предусматривает перенос налога ближе к добыче. Но чтобы  при росте налога на добычу полезных ископаемых не росли внутренние цены в стране, было предусмотрено компенсирующее снижение акцизов. Акцизы в России за все время ни разу не снизились, более того, они каждый год повышаются. В 2018 году, как известно, кроме уже запланированого роста акцизов, ожидается дополнительное повышение акцизов с 1 января и с 1 июня на 50 копеек за 1 литр. Также на акциз еще накрутит НДС, поэтому цена на топливо в 2018 году только за счет роста акцизов должна вырасти не менее чем на 1,5 рубля.

Могу сказать с уверенностью, что в 2018 году рост цен на бензин и дизтопливо будет, но в пределах инфляции или чуть выше. Мнение экспертов о том, что цена будет выше 50-55 рублей, не оправдается. В 2017 году цены поднялись на 6%, это около двух рублей. Примерно такого же роста следует ожидать и в 2018 году.

- Много программ в 2017 году направлено на борьбу с контрафактным топливом. Например, Минпромторг предлагает создать стандарты переработки нефти, по которым будут проверять НПЗ, общественникам доверили проверять бензин на заправках. Избавят ли нас данные меры от контрафакта?

- Прежде всего в основе появления контрафактного топлива всегда лежат экономические причины. Есть две составляющие, которые приводят к появлению контрафакта. Первая: производство контрафактного топлива было очень выгодно в 2016-2017 годах. Это в первую очередь касается дизельного топлива, где производители пытаются уйти от акциза, который каждый год повышается. Чем выше акциз на дизель, тем экономически эффективным становится продажа топлива, с которого акциз не выплачивается. И разница между хорошим дизелем и так называемым контрафактным - 7-10 тыс. руб. за тонну. Это много.  Хочу отметить, что контрафактное топливо - это даже не дизель, а какие-то другие виды топлива, схожие по характеристикам с дизтопливом, но выходящие без уплаты акцизов. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс, которые должны, по задумке авторов, закрыть лазейки для выпуска в оборот средних дистиллятов без уплаты акцизов. Есть надежда, что существенно сократится объем контрафакта, в первую очередь  дизельного топлива.

Второй экономический фактор: диспаритет оптово-розничных цен. Он толкает розничных трейдеров на поиск тех видов топлива, цена которых обеспечивает какую-то рентабельность.

Уйдет диспаритет, не будет стимула для реализации контрафакта, потому что любая реализация контрафакта означает потерю потребителя.

Также органы государственного контроля и надзора усиливают свое влияние на рынке. Будут приняты поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за реализацию топлива, по своим характеристикам не соответствующего требованиям технического регламента. Будут введены серьезные оборотные штрафы. Надеемся, что это тоже приведет к уменьшению объемов контрафактного топлива.

Что касается изменения закона о промышленной политике, это тоже внесет вклад в борьбу с контрафактом.  Смысл этих поправок в том, что если ты владеешь заводом и хочешь выпускать топливо в оборот на территорию страны, то ты должен обеспечить определенные технологические характеристики этого завода. Это создаст трудности заводам, которые такими характеристиками не обладают. Они должны будут уйти с рынка, либо инвестировать в повышение своих технических и технологических возможностей по производству топлива соответствующего уровня.

Просмотров 3569
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

10.10.2018
Константин Каприелов: Российской газовой отрасли нужна оптимизация управления производственной системой на всех уровнях

10.10.2018 Кардан Сергей 48 лет.

ТНК (тнкисты)возможно по другим причинам не смогли Ковыкту освоить.

19.05.2011
Ляшко Николай Николаевич

09.10.2018 Саломатина Надежда Юрьевна 40 лет

Хочу поблагодарить Ляшко Николая Николаевича за оказаную моему ребенку помощь.Спасибо Вам Большое и Дай Бог Вам и Вашим Близким Крепкого Здоровья!

04.10.2018
Вагит Алекперов: ЛУКОЙЛ выступает за предсказуемость рынка и своих инвестиций

08.10.2018 Александр Хуршудов

При всем моем глубоком уважении к Вагиту Юсуфовичу согласиться с ним не могу. Нельзя государству отказываться от природной ренты, нельзя бесплатно отдавать свои недра на откуп компаниям. Допустим,Лукойл честно налоги заплатит, а много ли будет таких честных?
Для освоения трудноизвлекаемых запасов есть другой, более эффективный метод. Сокращение добычи и рост цены. И он - не за горами...

08.10.2018
На Приобском месторождении ООО «РН-Юганскнефтегаз» добыто 435 млн тонн нефти

08.10.2018 Александр Хуршудов

А интересно, сколько стадий ГРП проводится в горизонтальных стволах на Приобском.... Я думаю, 3-5, не более. И правильно, нечего гигантизмом увлекаться....

04.06.2018
В Тюмени управляющий Сибнефтегазмаша обвиняется в невыплате зарплаты 114 работникам

04.10.2018 Рябченко Денис Васильевич 26

С кем мне можно связаться насчёт выплат по задолженности? На завод звоню - никто трубку не берет 28-33-44. Мне кинули тут недавно 14600 и все кому-то 40000. А мне ещё должны 39720.22 руб у меня все расчетки есть. Как узнать мне выплачивать остатки будут и когда. Мой номер 89829407632

11.09.2018
Максим Недзвецкий назначен гендиректором ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

02.10.2018 Глазунов Валерий Юрьевич, 37 лет

С наилучшими пожеланиями, успехов в работе! Просьба довести НИОКР по режимам ДКС до логического завершения, очень надеемся.

06.09.2018
"Сахалин-1" продолжает рассматривать разные варианты монетизации газа проекта

08.09.2018 Акиэ Като, 65 лет

Надо быстрее уже решать. Нам на Сахалине необходимы новые проекты.

31.08.2018
В столице Самотлора прочли послание комсомольцев XX века

06.09.2018 Капитула Анатолий Владимирович

Я тоже приехал в Нижневартовск в 1982 году с женой и двумя детьми. Прожил там до 2008 года. Прошел и Самотлор, и Белорусский, и разные дальние месторождения. Всяко бывало. Думаю, однако, что те комсомольцы, которые писали и закапывали капсулу, были бы крайне удивлены тому, что творится в нашей стране и на какие блага сейчас идут средства, получаемые от добычи нефти....

31.08.2018
Ян Гильманов: В жизни всегда есть место развитию

05.09.2018 Фрязинова Надежда Ирековна

Брат, ты большой молодец! Гордимся тобой.

18.06.2018
В Москве назначено повторное собрание кредиторов подрядчика "Ямал СПГ" - ООО "Ямалспецстрой"

03.09.2018 Тимиргазин Артур Фанзилович 28 лет

Выплат как не было так и нет. Обещали в июне 2018 начнутся выплаты. Что можете сказать по этому поводу???

Индекс цитирования