Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Константин Симонов: Налоговый маневр в нефтяной отрасли необходим, но Минфин откладывает его принятие

15 февраля/ 10:56

Москва. Продолжительное время в России обсуждается вопрос необходимости мер поддержки НПЗ. Осенью 2017 года глава Минфина РФ Антон Силуанов высказал предложение снизить экспортную пошлину. Он объяснил, что это позволит довести готовящийся уже несколько лет налоговый маневр в нефтяной отрасли до логичного завершения. На днях свое мнение высказал директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов. Он полагает, что завершение налогового маневра путем обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в текущих условиях таит риск убытков для нефтепереработки, а для конечных потребителей сулит рост цен.        

Как отразится налоговый маневр на нефтяных компаниях и потребителях, позволит ли снижение налоговой нагрузки на НПЗ сделать бензин дешевле, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов:

- Налоговый маневр изначально предполагал своей основной жертвой именно переработку, это ни для кого не было секретом. И тут не надо особо вдаваться в налоговые тонкости, потому что сам принцип маневра широко известен - это постепенная ликвидация экспортной пошлины и, соответственно, увеличение НДПИ. Схема предельно простая: налоговая нагрузка переносится на скважину и убирается с таможенников.

В России около 100 миллионов тонн нефти остается на внутреннем рынке, сюда необходимо прибавить нефтепродукты, которые перерабатываются и экспортируются. Если продукт перерабатывается в России, то производству все равно придется платить НДПИ. Минфин согласился на этот маневр, тем самым расширив налогооблагаемую базу и суммарно в плюс вывел бюджет.

Под основной удар попали те, кто работает с нефтью на внутреннем рынке, потому что у них налоговая нагрузка в сумме все равно выросла на тонну добываемой нефти. В итоге получается, что нефтепереработка оказались в проигрыше. Я думаю, Минфин изначально думал, что раз переработка находится в составе вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), то ВИНКи закроют издержки за счет других сегментов своего бизнеса.

Также Минфин придерживался следующей идеи, поскольку налоговый режим ужесточается в переработке, то монополизация отрасли может еще больше увеличиться. Крупные компании сумеют убрать с рынка все самовары, которые новая налогововая система будет выталкивать. Поэтому олигополия будет еще более сильная, вроде как ВИНКи должны с этой идеей согласиться. Но в результате нефтяные компании пытаются получить налоговые уступки, однако Минфин всем бьет по рукам.

Кстати, хочу отметить, что это все было понятно уже несколько лет назад, вспомните бюджет на 2017 год. Я отлично помню сентябрь 2016 года, когда обсуждались все те же самые инициативы. Уже говорили, что переработка в таком состоянии является большой проблемой, предлагали ввести отрицательный акциз, но никто ничего не ввел.

В правительстве многие вопросы поставили на паузу. Все ждут 18 марта, день выборов президента РФ. Пока нет четкого понимания, кто и на каких местах окажется. Поэтому все темы для обсуждения и принятия оставили новому составу кабинета министров.

Этот же факт отразился и на топливных ценах. Президент России не так давно отметил, что бензин дорожать не должен, и даже есть большой потенциал для снижения цен. Подключилась ФАС, которая уже начала проводить проверки АЗС. Теперь нефтяные компании вынуждены держать цены на одном уровне. Вот получился еще один удар по переработке.

Кстати, возникает вопрос, как соблюдается общественный договор. В свое время совершенно четко было зафиксировано соглашение между государством и нефтяными компаниями, что компании проводят масштабные инвестиции в переработку, а государство поддержит их как раз изменением налогового режима. Переговоры велись, соглашение было зафиксировано. В итоге нефтяники свои обязательства выполнили, серьезные деньги в переработку вложили, а государство часть своего договора не выполнила.

Также один из злободневных вопросов - развитие независимой переработки. Как ее развивать в ситуации с такими налогами, не очень понятно. Я считаю, что не будет у нас независимой переработки. У ВИНКов хотя бы есть преимущество, они во всей этой цепочке могут взять нефть по внутрикорпоративным ценам, а у независимого переработчика такой возможности нет. Получается, что, не меняя налогового режима, идею конкуренции в переработке реализовать не удастся. В этом плане, к сожалению, такая определенная жадность создает серьезные проблемы. И это касается не только дырявого кармана ВИНКов, но и прежде всего доверия по линии государства ТЭК и судьбы переработки, конечно, тоже.

- Константин Васильевич, насколько жизнеспособно мнение о том, что снижение налоговой нагрузки на НПЗ позволит сделать бензин дешевле?

- Думаю, что нет, особенно в начале. Государство, скорее всего, спохватится и начнет увеличивать косвенные налоги, если же правительство поступит относительно честно, то снижения цен все равно не произойдет,  нефтяные компании просто компенсируют неудачи прошлых лет.

Без формирования независимой переработки проблему роста цен на бензин не решить никогда.

Поэтому нужно думать, как формировать независимый от ВИНК перерабатывающий бизнес. Но с такой налоговой системой его не сформировать. Многие могут сказать, что если мы снизим налоги, появится независимая переработка - опять нет, одной этой меры будет недостаточно. Вы же понимаете, что ситуация, когда рынок олигопольный, просто создать налоговое окно будет недостаточно. Нужны структурные меры, к которым государство пока не готово.

Я лично считаю, что эти налоговые решения необходимы. Так как государство должно выполнить свои обязательства. Идея повышения НДПИ изначально заключалась в том, чтобы быть более честным по отношению к нефтяным компаниям, которые теперь оказываются в ситуации, когда при сокращении доходов они вынуждены расширять инвестиции.

Возвращаясь к ценам на топливо, если говорить откровенно, то бензиновые цены не снизятся, а это прежде всего приведет к росту прибыли ВИНК. Поэтому для потребителя ситуация остается известной - топливо в России будет дорожать темпами, превышающими средний уровень инфляции.

Просмотров 2859
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

18.06.2018
В Москве назначено повторное собрание кредиторов подрядчика "Ямал СПГ" - ООО "Ямалспецстрой"

19.06.2018 Дубров Вячеслав Игоревич 29

ну сомнений нет, что вахтовикам всё выплатят, на Ямал спг с этим строго. был случай, что через суд все выплатили рабочим и вопрос закрыт. я там сколько ни был, не было такого, чтобы народ кидали без денег после вахты.

18.06.2018
Роман Самсонов: Цифровизация в РФ должна изменить управление нефтегазовой отраслью на всех уровнях

19.06.2018 Джакубова Татьяна Николаевна, 68 лет

Спасибо за интересную информацию о положении дел с цифровизацией отрасли. Абсолютно согласна с Вашим заключением: существующие корпоративные ИТ, по сути, автоматизируют документооборот, ничего не меняя в существующей системе управления. Автоматизации должны предшествовать системный анализ и организационное проектирование на предприятии:задач, функций и технологий управления. Т.е. впереди должен идти системный аналитик. Забытые, но не потерявшие своей актуальности работы старых специалистов: Ю.И. Черняк. Системный анализ в управлении экономикой, Л.С.Пузыровский. Основы организационного проектирования. Только такой подход может реально повысить эффективность управления.

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования