Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Газпром рассчитывает обойти ограничения США для работы на шельфе Сахалина

Коммерсант
15 мая/ 10:18

«Газпром» собирается привлечь иностранное оборудование для подводного освоения гигантского Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина, хотя проект находится под санкциями США. Основные производители такого оборудования — компании из США и ЕС, которые не согласятся поставлять его «Газпрому» открыто. По мнению собеседников “Ъ”, монополия может рассчитывать либо на китайское оборудование, либо, теоретически, на сделку через посредника, который закупит западную технику и возьмет на себя риск санкций.

«Газпром» надеется в 2019 году установить иностранную фонтанную арматуру на четыре эксплуатационные скважины на Южно-Киринском месторождении, бурение которых начнется в середине июня, сообщил в понедельник член правления компании Всеволод Черепанов. По его словам, в этом году «Газпром» будет бурить эти скважины «до кровли продуктивного горизонта», то есть они не будут закончены. В 2019 году, если «Газпром» получит подводную фонтанную арматуру (т. н. фонтанная елка, ставится на устье скважины), то установит ее. «Если нет, то продолжим выполнять план по бурению до кровли до того момента, как это оборудование появится. Поставщиком будет, смею утверждать, российская компания»,— сказал топ-менеджер. Он добавил, что по первым 8–12 скважинам оборудование будет импортным. Таким образом, очевидно, речь идет о компании-прокладке, которая закупит иностранное оборудование и продаст его «Газпрому», взяв на себя риск введения санкций.

Южно-Киринское — одно из крупнейших шельфовых месторождений «Газпрома», его извлекаемые запасы — 711 млрд кубометров газа и 111 млн тонн конденсата, по итогам последней доразведки ожидается прирост запасов. Предполагается бурение 37 эксплуатационных скважин, добыча начнется в 2023 году и выйдет на «полку» в 21 млрд кубометров в год к 2034 году. Варианты монетизации газа до сих пор не выбраны — изначально «Газпром» планировал часть газа  поставлять на внутренний рынок, а основной объем сжижать совместно с Shell. Но после введения санкций против месторождения в августе 2015 года «Газпром» начал активные переговоры о поставке этого газа в Китай по трубе с Сахалина.

Подводное оборудование необходимо для освоения Южно-Киринского, так как глубина моря, расстояние от берега и ледовый режим делают освоение с платформы крайне сложным. Помимо фонтанной арматуры, «Газпрому» нужен манифольд (сборный пункт, где распределяются потоки газа и реагентов), шлангокабели (для удаленного управления), подводные роботы и программное обеспечение. Мировой рынок этого оборудования поделен между американской FMC Technologies, One Subsea (структура Schlumberger), GE и норвежской Aker Solutions. Хотя «Газпром» проводит работу по импортозамещению (вместе с «Роскосмосом» и ЦКБ «Рубин»), на скорое появление российского оборудования, судя по словам господина Черепанова, он не рассчитывает. Между тем «Газпрому» в ближайшие годы нужен газ для поставок местным потребителям, для чего уже расширяется газопровод до Владивостока.

По мнению собеседников “Ъ” в отрасли, у компании два пути — либо закупить фонтанную арматуру неизвестного качества у китайцев, либо организовать схему по обходу санкций с одним из европейских поставщиков. Последний вариант очень сложен, поскольку такое оборудование производится под конкретный проект и ситуация может стать повторением конфликта вокруг поставок турбин Siemens в Крым.

В КНР подводная фонтанная арматура производится MSP/Drilex, она уже используется на местном шельфе для проекта Люхуа (оператор CNOOC). «Китайцы могут поставить оборудование "Газпрому", несмотря на санкции, если условия будут привлекательными»,— говорит глава азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев. Он напоминает, что китайские компании поставили кабель для энергомоста в Крым. «Есть отработанная технология — они создают достаточное количество компаний-прокладок, и когда какая-то компания из этой цепочки попадает под санкции, создается новая»,— говорит Александр Габуев.

Просмотров 783
Комментарии
Машкин Константин Анатольевич, 46 лет
22.05.2018

Первым и единственным путем для "Газпрома" должен быть поиск и финансовая поддержка российской компании, способной разработать и наладить выпуск необходимого оборудования. Но, несмотря на все кампании, в т.ч. импортозамещения, "Газпром" видит выход из положения только за рубежом. Пока такой подход недропользователей будет сохраняться, санкции будут очень надежным рычагом воздействия на РФ.

Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

Индекс цитирования