Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Как нефтяникам в России помогут удерживать цены на бензин

Коммерсант
14 сентября/ 12:18

Минэнерго торопится помочь нефтяникам удерживать цены на бензин. Речь идет о выплате субсидии — так называемой демпфирующей надбавке. Это компенсация из бюджета части выручки, которую компании могли бы заработать на экспорте, но потеряли из-за необходимости отправлять продукцию на внутренний рынок по низким ценам. Министерство попросит правительство начать финансирование нефтяников уже с октября этого года.

Еще в феврале в Москве можно было заправиться бензином АИ 95 примерно по 41 рублю за литр. Но с приходом весны цены устремились вверх — в марте и апреле рост составил около 5%, а к концу мая на некоторых АЗС можно было увидеть ценник в 45 рублей.

Тогда профильное ведомство решило снизить акцизы на бензин. Летом стоимость топлива вроде бы стабилизировалась, но в конце августа все же случился еще один скачок. В правительстве объясняли рост цен различными факторами: кто-то винил санкции и повышение НДС, а, например, бывший вице-премьер Аркадий Дворкович посчитал, что значительный рост цен на бензин был вызван сменой кабинета министров — по его мнению, нефтяники воспользовались ситуацией и взвинтили цены в течение двух-трех недель перестановок.

В итоге правительство договорилось с нефтяниками, что те не будут больше повышать цены, сократят импорт и полностью обеспечат внутренний рынок топливом. За это из бюджета им полагалась компенсация половины потерь от несостоявшегося экспорта с января 2019-го. Но в Минэнерго решили не дожидаться нового года и начать платить уже с октября.

«Огромные дисконты сохраняются, несмотря на снижение акцизов с 1 июля. Получается, что заводам выгоднее отравлять эти продукты на экспорт, чем поставлять на внутренний рынок. Очень сильное давление экспортной цены, и долго так продолжаться не может. Органы государственной власти, которые отвечают за топливообеспечение обеспокоены такой ситуацией и пытаются предложить решение. Одно из решений — включить механизм демпфера раньше, чем, собственно говоря, он предусмотрен действующим законодательством. Естественно, все 100% государство не компенсирует, но речь идет о какой-то доле от этой величины», — говорит Ежов.

Эксперты отрасли, однако, заявляют, что административные меры в отношении регулирования цен на бензин неэффективны. Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов уверен, что лучше позволить рынку самому установить цену, даже если это приведет к росту. Зато такая мера приведет к оздоровлению всей системы.

«Все административные меры, которые направлены на попытку сбалансировать эту ситуацию, как правило, проваливаются. Система не является автоматической, она подразумевает приспособление, она подразумевает временной лаг. Лучше было бы, если бы система предполагала именно автоматическую приспосабливаемость внутреннего рынка под внешнюю конъюнктуру. Да, безусловно, мы бы видели определенную динамику цен, в том числе и розничных, но, во всяком случае, у нас бы не было никаких перебоев на внутреннем рынке», — полагает Баженов.

Есть и другие предложения по улучшению взаимодействия государства и топливных предприятий. Аналитик по нефти и газу Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что более эффективной мерой для поддержки цен на бензин было бы снижение действующих топливных акцизов. Таким образом компании могли сократить потери, и государству не пришлось бы платить им из бюджета.

«Главный вариант, который обсуждается — возвратный акциз. Но мне кажется, есть и другой вариант — снижение акцизов на топливо. По моему мнению, они, наверное, все-таки не столь необходимы в России, потому что акциз – это, в первую очередь, залог, который используется для регулирования потребления какой-либо продукции, это обычно вредная продукция, там табак, алкоголь. Его можно постепенно снижать, тем самым компенсируя рост цен на нефть и ослабление рубля. Тогда рост цен на бензин на АЗС можно удержать, я думаю, в рамках инфляции», — отметил Полищук.

Несмотря на рост цен на топливо в течение почти всего этого года, по данным Bloomberg, Россия все еще входит десятку стран с самым дешевым бензином. Лидер рейтинга — Венесуэла, где бензин стоит меньше цента.

Просмотров 1555
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

25.07.2018
Павел Сорокин: Потенциал нефтяной отрасли в России пока не реализован

24.10.2018 Растегаев Борис Александрович

Капиталоемкость бурения хорошо за 50%. С конца 90-х по лекалам Запада отрасль выведена на аутосёрсинг (а сейчас ещё и раздельный сервис всего этих сервисов в бурении -17). а) большая часть кирпичей по окраинам промышленных городов; б) полностью угроблена буровая наука (и во многом образование), как следствие крест на любых инновациях; в) полная технологическая "панама", г) прямые потери примерно 4 трлн рублей в год.

15.10.2018
Роман Самсонов: Работа экспертного совета при Минэнерго РФ направлена на будущее нефтегазовой отрасли

20.10.2018 Гордеев Михаил Валерьевич

Мне очень нравится ваша статья.

25.09.2014
Евгений Кот назначен генеральным директором "Ямал СПГ"

16.10.2018 Алагулов Евгений 27

Добрый день у меня такая ситуация я отработал свою вахту в АО АРСЕНАЛ а работал я на вахтовом пос.САБЕТТА а зароботную плату не перевели досих пор заявление на увольнение было написано 6 октября. Прошу вас в этом разобраться

10.10.2018
Константин Каприелов: Российской газовой отрасли нужна оптимизация управления производственной системой на всех уровнях

10.10.2018 Кардан Сергей 48 лет.

ТНК (тнкисты)возможно по другим причинам не смогли Ковыкту освоить.

19.05.2011
Ляшко Николай Николаевич

09.10.2018 Саломатина Надежда Юрьевна 40 лет

Хочу поблагодарить Ляшко Николая Николаевича за оказаную моему ребенку помощь.Спасибо Вам Большое и Дай Бог Вам и Вашим Близким Крепкого Здоровья!

04.10.2018
Вагит Алекперов: ЛУКОЙЛ выступает за предсказуемость рынка и своих инвестиций

08.10.2018 Александр Хуршудов

При всем моем глубоком уважении к Вагиту Юсуфовичу согласиться с ним не могу. Нельзя государству отказываться от природной ренты, нельзя бесплатно отдавать свои недра на откуп компаниям. Допустим,Лукойл честно налоги заплатит, а много ли будет таких честных?
Для освоения трудноизвлекаемых запасов есть другой, более эффективный метод. Сокращение добычи и рост цены. И он - не за горами...

Индекс цитирования