Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Ко Дню нефтяника: Ямальская легенда - Василий Подшибякин

Лариса Ганеева
01 сентября/ 11:27

 

Тюмень. На этой неделе нефтяники и газовики отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии Дня нефтяника Агентство нефтегазовой информации подготовило ряд сюжетов о героях-первопроходцах, которые стояли у истоков освоения западно-сибирских месторождений. В этом материале речь пойдет о выдающемся советском геологе, бессменном руководителе "Ямалнефтегазгеологии" Василии Подшибякине.

Ямальская легенда 

Нефтяную и газовую историю Тюменского края творили конкретные люди. На первый взгляд обычные граждане своей страны, на деле - настоящие герои. Это патриоты, посвятившие всю свою жизнь Родине. Какими они были? Чем жили? Как мыслили?

«Если быть справедливым к ушедшему веку, как к веку новейших технологических открытий, то никак нельзя сбрасывать со счетов или забывать тех, кто являлся зачинателем, первооткрывателем богатств углеводородного сырья на безжизненных, казалось бы, просторах Ямала. К таким первооткрывателям относится легендарная, не только на Ямале, личность - Василий Тихонович Подшибякин», - пишет в своих воспоминаниях «Первопроходцы - события, время, геологи, люди, годы» заслуженный геолог РФ, профессор Тюменского индустриального университета Алик Ягафаров.

Василий Подшибякин - выдающийся геолог, руководитель ПГО «Ямалнефтегазгелогия». Он родился в Тульской области. Вырос в рабочей семье. После окончания ФЗО (школа фабрично-заводского обучения) работал помощником машиниста на станции «Узловая» в Московской области. Сначала думал поступать в железнодорожный институт, но поступил в Московский нефтяной институт. Вот что значит судьба!  После защиты дипломной работы попросил направить его в Сибирь. Работал на севере Томской области в Нарымской нефтеразведке в должностях помощника бурового мастера, старшего инженера, начальника Нарымской нефтеразведки. Позже переведен начальником Нижневартовской ПГБ Сургутской КГРЭ.

«Было подтверждено, что на Ямале газ есть! Много газа! Сюда и перебрасывают Подшибякина. В декабре 1963 года новый газовый факел вспыхнул посреди тундры. Огонь земли вырвался в Месяц большой темноты - так ненцы называют декабрь. А спустя еще три года - в А спустя еще три года - в Месяц комаров - июль -  открыто уникальное гигантское месторождение газа -  Уренгойское.есяц комаров - июль -  открыто уникальное гигантское месторождение газа -  Уренгойское. Подшибякина переводят в Уренгой - крошечный поселок, с которого начнется строительство большого города молодых романтиков»,  -  пишет профессор Ягафаров в своих воспоминаниях.

С этого момента и до конца дней вся жизнь Василия Тихоновича будет связана с Заполярьем.

ПГО «Ямалнефтегазгеология» он руководил до конца своих дней и очень успешно. Предприятие показывало отличные результаты. Под руководством Подшебякина проводилась разведка Шухтунгортской и Игримской групп газовых месторождений в ХМАО. Именно они обеспечивали голубым топливом заводы Урала и местную промышленность. В ямальской тундре было открыто 36 газовых гигантов.

«Я знал его лично, и горжусь этим…»

…В то время Подшибякина знали все, хоть и не были знакомы лично. Его имя было символом всей геологической отрасли Советского Союза, символом великого государства. Стоит ли говорить о том, что работать с этим человеком было большой удачей?! В те времена «Я работаю у Подшибякина!» -  звучало гордо. Его любили и уважали.  Он был требовательным руководителем и справедливым человеком, никогда не относившимся безучастно к чужим проблемам. А еще он был отличным хозяйственником. Старожилы Салехарда помнят, как часто произносилось его имя в связи со строительством домов в городе. Не зря же и район, построенный «Ямалнефтегазгеологией» и до настоящего времени называют «Подшибякинским».

«Только и держит здесь – это нефть, газ. Если бы не было месторождения, я бы давно плюнул сто раз на этот Заполярный Север и уехал. Вы представляете (!): вся будущая газовая промышленность здесь будет, только здесь. Больше нигде… Время придет, и я этот разговор вспомню, чтоб некоторые не говорили, де, мы… А они, чтоб не лезть в эти дебри, прогноз дали всего в 300 млрд кубометров. По всему нашему району. По их оценке, Тазовской площади – запасы по сеноману 108 млрд м3, Заполярной – 135. Всего 243 млрд м3. Мы специально с Геннадием Быстровым свой прогноз просчитали. Только по одному Заполярному даем 1 трлн 450 млрд и плюс 250 млрд по Тазовскому. Итого 1 трлн. 700 млрд м3», - рассказывал Подшибякин журналистам «Тюменской правды» в мае 1966 года.

И он оказался предан этому суровому краю до конца. Много раз приглашали его работать в другие места, но он не соглашался. Поневоле вернешься к мысли о масштабе личности Подшибякина, и напрашивается вывод: чтобы достигать больших результатов в деле, одного профессионализма мало, нужно еще обладать огромной волей и выдержкой и уметь мыслить масштабно. Последнее, по воспоминаниям его соратников и коллег, удавалось ему блестяще. Однако, вместе с тем легендарный геолог был веселым и легким в общении человеком.

«Он был очень начитанный и компанейский, с ним всегда было интересно! Входит в комнату – и сразу захватывает внимание: выше всех на голову, зычный голос, такой… свой человек! Без капризов и очень решительный. Однажды захожу к нему в кабинет, а он ходит, заложив руки за спину, и частушку напевает - непечатную, но непосредственно связанную с его производством», - вспоминает работавший тогда в горисполкоме Петр Зайцев.

Плечом к плечу

Все, кто работал с Подшибякиным, единодушно вспоминают о нем как о суперпрофессионале в своем деле и очень надежном человеке.

Как вспоминает профессор Ягафаров, Подшибякин всегда принимал верные решения. Они познакомились в середине 70-х в Тазовской нефтегазоразведочной экспедиции. По заданию Главка Ягафаров тогда занимался проблемой испытания скважин уникального во всех отношениях Русского месторождения.

«Мы как-то сразу сошлись характерами. И дружили долгие годы до его кончины. Наиболее яркий след у меня оставило испытание первой скважины P-201 на Усть Часельской площади. В процессе освоения загидратило (заморозило) ствол скважины. Это страшный бич геологов-испытателей. И еще бы только это! Полетели обе электростанции. Была потеряна связь с базой в Газ-Сале, а до нее 500 верст. Балки не обогревались. Мороз 40 C. Бригада быстро сконструировала печку из бочки и обрывка бурильной трубы. Спали по очереди. На базе, конечно, догадались в чем дело, и обстановка наладилась. Ровно месяц мы растепляли скважину, но все таки добились своего и запустили ее в работу»,  -  пишет Ягафаров в своих воспоминаниях.

Он отмечает, что в тот тяжелый период не было никакого нытья и брюзжания. И это, по его мнению, еще раз говорит о правильном и твердом руководстве бригадой. Работа тогда не прекратилась ни на один день. А когда Ягафаров и Подшибякин работали вместе на проведении пробной эксплуатации скважины Р-12 Русского месторождения, была доказана возможность промышленной добычи высоковязкой сеноманский нефти.

Владимир Тихонович Подшибякин был знаковой фигурой в истории освоения недр Западно-Сибирского региона. За большие трудовые успехи ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, отмечен знаком «Первооткрыватель месторождения». На его памятнике в Тюмени выбит девиз: «Идти вперед, искать и не сдаваться!», которому сам он следовал всю свою жизнь.

В статье использованы материалы: Воспоминания профессора, заслуженного геолога РФ А.К. Ягафарова «Первопроходцы - события, время, геологи, люди, годы», архив газеты "Тюменская правда".

Фото: admtyumen.ru,ursa-tm.ru, 86.rodina.news,TACC,tym-pravda.ru, Леонид Сергиенко.

Просмотров 3773
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

24.09.2019
Западно-Сибирская нефтегазовая провинция еще долгое время будет локомотивом нефтегазовой отрасли

30.09.2019 савиных михаил ильич

Как быстро переобулся Канторович! В 1993 году он провалил мне канд. диссер по забытому нефтепоисковому признаку - аквабитум мумие. См. в сети Сухоложские записки.

Индекс цитирования