Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Павел Завальный: Без господдержки малотоннажному СПГ не выйти на качественно новый уровень

04 февраля/ 13:17

Москва. Развитие индустрии сжиженного природного газа (СПГ) планируют поддержать ростом его внутреннего потребления за счет малотоннажного производства. В Минэнерго уже "разработана "дорожная карта" по развитию рынка малотоннажного СПГ для газификации и в качестве моторного топлива. Таким образом, за счет использования СПГ Минэнерго рассчитывает решить проблему газификации для изолированных населенных пунктов в труднодоступных районах, территориях, куда невозможно подвести трубопроводный газ.

Своим мнением по поводу развития малотоннажного СПГ в стране с Агентством нефтегазовой информации  поделился председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Павел Завальный.

- Дорожная карта по развитию малотоннажного СПГ сегодня находится на межведомственном согласовании и говорить о конкретике - ее параметрах, механизмах и сроках реализации - рано. Но можно проанализировать состояние отрасли и ее перспективы. В последнее время ей уделяется большое внимание со стороны государства и экспертного сообщества. В частности, наши коллеги из энергетического центра Сколково  сделали целый ряд исследований, в том числе, и для министерства энергетики.

Сегодня проекты малотоннажного СПГ в России уже реализуют или планируют к запуску сразу ряд компаний в нескольких регионах РФ, в том числе такие гиганты как Атомэнергомаш, НОВАТЭК, Газпром. По оценкам экспертов, отрасль в целом закончила этап становления, и можно предсказать ускоренное наращивание объемов и мощностей.  По прогнозу Сколково, совокупный объем производства на малотоннажных установках достигнет почти 4,5 млн тонн к 2030 года и составит 3% от общего объема производства СПГ в России, общая установленная мощность может достичь 12 млн тонн.

Преимущества малотоннажного СПГ уже оценили во многих странах мира – Норвегии, США, Канаде, Японии, Турции. Меньшие, по сравнению с крупными проектами, сроки реализации,  возможность использования нескольких источников газа, размещение производства практически в любом месте, гибкость в выборе вариантов доставки газа потребителю, большой выбор поставщиков оборудования и технологий обеспечивают проектам большую гибкость, скорость и инвестиционную привлекательность.

Сразу оговорюсь, в России пока не так. Хотя и у нас достаточно запасов газа, которые сложно монетизировать другими способами. Например, по данным энергетического центра Сколково, запасы газа, которые можно транспортировать по «Силе Сибири», составляют 60% от общих суммарных запасов газа Якутии и Иркутской области, а оставшиеся 40% запасов находятся в изолированных районах и могут быть монетизированны именно при помощи проектов средне- и малотоннажного СПГ.

Есть и потребности в малотоннажном СПГ, учитывая сферы его применения: в качестве моторного топлива, для автономной газификации, распределенной генерации. СПГ как топливо может решить экологические проблемы, эффективно использоваться для бункеровки морских судов, для огромных машин, например, в горнодобывающей промышлености, на железной дороге. За счет СПГ можно решить проблему газификации изолированных населенных пунктов в Арктике, Сибири или Якутии, на  Дальнем Востоке. И тут нужен именно малотоннажный СПГ, производимый не слишком далеко от потенциальных точек сбыта. Иначе экономика не сложится.

При этом сегодня проекты малотоннажного СПГ в России, в общем, выглядят не слишком привлекательными с инвестиционной точки зрения и сложными в реализации. Высокие капитальные затраты, излишние нормативные требования, пробелы в законодательстве и, не в последнюю очередь – неразвитый спрос  внутри страны в сочетании с невозможностью  экспорта. Поэтому без активной государственной поддержки, изменения нормативной базы, стимулирования спроса развитие малотоннажного СПГ не выйдет на принципиально другой качественный уровень.

Важным шагом могло бы стать снятие излишних административных барьеров и требований к безопасности, а также разрешение на экспорт газа с малотоннажных проектов в приграничных территориях. При действующем регулировании внутренних цен на газ шанс на реализацию имеет только экспортная модель. Отмена  регулирования цен на внутреннем рынке, развитие межтопливной конкуренции придаст новое качество, в том числе, и проектам малотоннажного СПГ.

Перспективным направлением, по мнению экспертов, является интеграция малотоннажного СПГ в сложившиеся цепочки крупнотоннажных СПГ терминалов. В будущем российские проекты по сжиженному природному газу могли бы играть значительную роль в создании региональных газовых хабов на юге Европы и на Дальнем Востоке.

Государственная поддержка использования СПГ в качестве моторного топлива  может быть оказана в рамках программы «Развитие рынка газомоторного топлива».

Просмотров 2839
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

17.02.2020 Константин Каприелов 66 лет - г. Надым Ленинградский проспект дом 2/2 кв 86

Замечательно, это то что нужно обсуждать на предстоящем форуме

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

Индекс цитирования